Проблема современного образования — это максимум теории и небольшое количество практики. Об этом в беседе с корреспондентом iReactor рассказал преподаватель истории Евгений Гурьев.
По результатам исследования, проведенного в Минобрнауки, более 40% российских студентов считают обучение в вузе оторванным от реальных требований рынка труда. Одновременно с этим 91% работодателей отмечают, что у выпускников недостаточно практических знаний и навыков. Об этом говорится в рамках доклада Министерства о работе вузов в условиях пандемии и после нее. К слову, над составлением отчета работала группа представителей 12 российских вузов, а также аналитики ВШЭ, МГПУ и «Сколково».
Преподаватель истории в СПбГАСУ Евгений Гурьев считает такие показатели оправданными. В разговоре с корреспондентом iReactor эксперт рассказал, каким образом можно было бы решить эту проблему. Однако Гурьев подчеркнул, что объективной оценки образования быть не может в принципе, потому что у каждого участника этого процесса, от студентов и преподавателей до работодателей, есть свои интересы.
Бизнес хочет готового специалиста. Органы, руководящие образованием, и те, кто занимаются финансированием, хотят наиболее эффективно тратить деньги, добиваясь максимального результата. Педагогическое сообщество не хотело бы вообще ничего не менять. А молодежи, которая настроена достаточно радикально ко всему, в принципе не нравится все, что говорят люди старшего поколения. Это такой молодежный нигилизм и максимализм, — подчеркнул преподаватель.
Источник фото: gov.spb.ru — Пресс-служба Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
Тем не менее, Гурьев согласился, что проблема качества современного образования — это максимум теории и небольшое количество практики. Об этом говорят не только сухие цифры статистики — об этом говорят и участники учебного процесса.
Насчет работодателя — да, этот разрыв есть. Да, нужно совершенствовать систему образования. Собственно, об этом говорят на всех уровнях. Нужно рассмотреть объективно проблемы образования и пересмотреть, возможно, подходы к образованию, к оценке эффективности, к принципам финансирования, к разработке программ. И оптимизация должна способствовать именно улучшению качественных, а не количественных показателей, — отметил историк.
Гурьев отдельно подчеркнул, что этот вопрос нуждается в детальной проработке и обсуждении в профессиональном сообществе. Поэтому говорить о конкретных инициативах в одиночку невозможно. Однако Гурьев отметил, что ряд преподавателей выступает за то, чтобы модернизировать современную систему образования, совместив при этом современные практики и методы обучения, которые применялись в Советском Союзе.
Многие коллеги говорят, что нужно вернуть то лучшее, что было в советской системе образования — то, что, к сожалению, утрачено. При этом, оставив все лучшее, что есть в нынешней системе, а тут есть естественно свои плюсы. И это надо развивать, но ни одно в ущерб другому, потому что в чистом виде советская система сейчас вряд ли будет эффективна, — рассказал Гурьев.
Источник фото: Федеральное агентство новостей — Степан Яцко
Если менять систему образования, то нужно будет менять ее всю полностью — не только в университетах, но и в школах, и в детских садах, и в других учебных заведениях, пояснил Гурьев. В качестве альтернативы глобальным изменениям неплохо смотрятся отдельные методы преподавания, в которых больший упор делается именно на практику и профессиональные умения, а не на теорию.
Да, конечно практика нужна, и во всех вузах лекции всегда сопровождает практика, но здесь вопрос соотношений. Сейчас соотношение чаще всего один к одному, что, наверное, не в каждом предмете адекватно. То есть для гуманитарных предметов, с моей точки зрения, было бы важно больше лекций, в технических — больше практики, — резюмировал преподаватель.