Домой Интересное Труд, борьба и творчество Джека Лондона

Труд, борьба и творчество Джека Лондона

637
0

Его мать происходила из богатой уэльской семьи, но с малых лет ему пришлось добывать свой хлеб тяжелым трудом. Он был сыном профессора, но воспитал его фермер. Он стал самым высокооплачиваемым писателем Америки, но долги его росли всегда быстрее, чем доходы.

Жизнь Джека Лондона была полна парадоксами. Она сопровождалась сплетнями и слухами с самого его зачатия. Его мать, взбалмошная Флора Уэллман, забеременев, попыталась покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в висок.

Но покушение вышло, к счастью, неудачным. Женщина осталась жива, и даже не сумела нанести себе серьезной раны. Вполне возможно, что ее выстрел был псевдосуицидом, а не настоящей попыткой уйти из жизни. Газеты подняли шумиху, черня отца будущего ребенка.
Профессор и астролог Вильям Чейни, отец Джека Лондона, не желал появления на свет своего отпрыска и настаивал на аборте. Он не верил в свое отцовство и так никогда и не признал своего сына.

Такое отношение дорого обошлось составителю гороскопов. Репутация профессора была погублена, репортеры создали ему образ Синей Бороды, безжалостно похоронившего нескольких своих прежних жен, а теперешнюю — Флору — едва не доведшего до самоубийства. Вильяму Чейни долгое время пришлось оправдываться перед общественностью за свою связь с этой женщиной.

Флора Уэллман не была такой беспомощной жертвой, какой представила ее пресса. Цепкость и жизненная хватка, доставшиеся ей в наследство от предков, в сочетании с редкостным упрямством были ее отличительными чертами.

Флора родилась в семье изобретателя в городе Мэслон. Ее отец строил каналы, придумал и запатентовал угольную топку. Будущее Флоры обещало быть безоблачным и обеспеченным. Но эту сложную личность терзали внутренние конфликты.

Одаренная, умная, но своенравная и импульсивная, Флора уехала из родительского дома, когда ей исполнилось 25 лет. Для тех времен это был просто шокирующий поступок. Вход в семью стал закрыт для нее навсегда.

Спустя три года Флора встретила Вильяма Чейни, а еще через некоторое время в Сан-Франциско 12 января 1876 года на свет появился Джек Лондон.

Флору нельзя было назвать особенно заботливой матерью. Рождение малыша почти ничего не изменило в ее жизни. Кроме того, молодой маме нужно было зарабатывать на пропитание. Убежденная в собственном высшем предназначении и в своих экстрасенсорных способностях, она занималась тем, что давала спиритические сеансы.

Один из таких ритуалов стал для нее судьбоносным. Джон Лондон, у которого недавно умерли жена и сын, пришел к Флоре в надежде узнать о любимых потерянных людях. Его знакомство с общительной спиритуалисткой через несколько месяцев увенчалось браком с ней.

Этот мягкий и покладистый фермер, бывший служащий железной дороги, Джон Лондон и стал тем человеком, который заменил Джеку Лондону отца. Именно отчим, выбиваясь из сил, рабатал в условиях экономического кризиса, охватившего Америку. Чтобы прокормить семью, Джон Лондон работал каменщиком, фермером, плотником, разнорабочим.
Флора читала лекции, давала уроки музыки и продолжала устраивать спиритические сеансы. Кроме того, ее голова была полна идеями о быстром обогащении. К сожалению, все ее проекты почему-то заканчивались для Джона чередой банкротств и частой сменой места жительства.

Джек рано начал работать. Уже в одиннадцать лет он продавал газеты, развозил лед в субботние дни, а по воскресеньям прислуживал хозяину кегельбана. Денег было очень мало, семья бедствовала, но будущий писатель исхитрялся и добывал несколько долларов на то, что стало ему так же необходимо, как пища, — на книги.

К чтению Джек Лондон пристрастился еще раньше, когда его семья жила в деревне, в относительном достатке. Переехав в Окленд, он стал частым гостем в местной городской библиотеке. Возможно, одиннадцатилетний продавец газет искал в книгах отдохновения от тяжелых реалий жизни.

Вскоре Джеку Лондону пришлось поступить рабочим на консервную фабрику. Нелегкий, монотонный, изматывающий труд ждал его там. Пятнадцатилетнему мальчишке довелось взвалить на себя заботу о семье, так как его отчим покалечился, попав под поезд, и больше не мог работать. Десятичасовой рабочий день оплачивался чрезвычайно скудно: Джек Лондон получал один доллар в сутки.

Голод, нищета, беспросветность, истощение физических и душевных сил — вот что означала работа на консервной фабрике. Эти тяжелые для него дни писатель впоследствии изобразил в блестящем рассказе «Отступник». Подобно герою своего произведения, Джек Лондон бросил такую работу, которая человека превращает в животное.

Он решил стать устричным пиратом. Это были отчаянные мореплаватели, которые рисковали не только свободой, но и жизнью в погоне за сладкими устрицами, что приносили им небывалую прибыль. Заняв у своей няни триста долларов, Джек Лондон купил шлюп и присоединился к флотилии этих безрассудных морских разбойников.

Началась жизнь, полная опасностей, пьяных кутежей, драк со стрельбой и ножевыми ранениями. Да, ремесло пирата было намного прибыльней, чем работа на консервной фабрике, но и оно заставляло утрачивать человеческий облик. После одной особенно тяжкой попойки пятнадцатилетний пират едва не простился с жизнью.

Побыв морским разбойником несколько месяцев, Джек Лондон перешел на противоположную сторону, став агентом патрульной службы. Работа эта была не менее опасна, чем предыдущая: браконьеры оказывали вооруженное сопротивление, часто превышали числом инспекторов и вообще были отчаянными людьми. Но Джек проявлял чудеса сноровки и храбрости, штрафуя своих вчерашних конкурентов за нарушение правил рыбной ловли.

В семнадцать лет Джек Лондон плавал на паруснике с матросами, что нанялись на котиковый промысел. Это была трудная и опасная работа. Но юноша справился с ней. Овладев премудростями морского дела, он наравне с бывалыми моряками управлял кораблем в бурю, закреплял шкоты, ставил паруса и даже успевал читать в перерывах между вахтами свои любимые книги.

Котиковый промысел принес Джеку достаточно денег, чтобы расплатиться с долгами и купить предметы первой необходимости. Вернувшись домой, он снова начал искать работу. Ведь, кроме себя, нужно было кормить еще мать и отчима.

Но работы было не найти. Кризис в стране только усилился. Рабочие устраивали забастовки, не желая мотыжить за десять центов в час. Именно на этот период Джек начал свою литературную деятельность и даже получил премию за свой очерк «Тайфун у берегов Японии». К сожалению, газета, опубликовавшая его рукопись, не была литературным журналом, и новые произведения, присланные трудолюбивым автором, были отосланы ему обратно.

Джеку удалось устроиться рабочим на джутовую фабрику. Проработав там несколько месяцев и не дождавшись обещанной прибавки к зарплате, он уволился.

Затем была работа кочегаром в трамвайном депо, где Джек работал за двоих.

Потом лишения и голод в армии безработных бродяг, сформированной Кейли для похода на Вашингтон с требованиями к правительству предоставить работу. Езда на товарняках, холод, жестокость мойщиков. Игра в догонялки с кондуктором и кочегаром, ставка в которой — жизнь.

Это были месяцы, когда источником существования для Джека Лондона стало подаяние. Он встретился с множеством разнообразных людей. Его новыми знакомыми стали пассажиры поездов, служители закона, бродяги, хозяева респектабельных домов и их слуги. А в конце этого долгого пути Джека Лондона ожидала тюрьма за бродяжничество.

Отбыв тридцать суток исправительных работ, Джек Лондон вышел из тюрьмы с измененным мировоззрением. Он стал социалистом, начал высоко ценить интеллектуальный труд и решил стать писателем. Джек поступил в Калифорнийский университет, но вскоре бросил учебу, так как семья отчаянно нуждалась в деньгах.

Юноша сперва пытался заработать писательским трудом, а, когда его рукописи были отвергнуты, поступил рабочим в прачечную. В автобиографическом романе «Мартин Иден» очень ярко и точно были запечатлены дни нового рабского труда. Эта профессия выматывала все силы, она истощила даже такого выносливого человека, как Джек Лондон.

Избавление пришло с Клондайка. Золотые россыпи, погоня за быстрым обогащением. Джек Лондон бросил опостылевшие рубашки и манжеты и вместе с мужем сводной сестры Элизы Шепардом устремился на Аляску.

Опять трудная физическая работа, недоедание, холод. В довершение ко всему, Джек заболел цингой. Золота, за которым он ездил, юноша так и не добыл. Но из своего путешествия Джек привез неистощимый запас историй о дикой и прекрасной природе Севера, могущественная магия которой пленила навсегда его сердце.

Дома Джека ждали дурные вести: скончался его отчим Джон, надежный и преданный друг. Теперь вся ответственность за благополучие семьи оказалась полностью на плечах Джека. Двадцатитрехлетний юноша твердо решил стать писателем.

Его борьба за успех, которая сопровождалась закладыванием велосипеда и брючной пары в ломбарде, детально была впоследствии описана в романе «Мартин Иден». Да, рукописи возвращались, возможно, даже не прочитанные редакторами журналов. Последние деньги тратились на марки и конверты. Джек и Флора сидели голодные, а домовладелец угрожал выселить своих жильцов за неуплату аренды.

В 1899 году наконец были опубликованы первые рассказы Лондона, а годом позже — и первая книга. Успех постепенно пришел к Джеку. И писатель с фантастическим воодушевлением и работоспособностью продолжал создавать великолепные произведения: «Мужество женщины», «Закон жизни», «Дочь снегов». Он женился на Бэсси Маддерн, которая стала матерью двух его дочерей.

Но в 1903 году Джек Лондон влюбился в леди Чармиан, бросил семью и через два года женился на Чармиан. В это же время он работал военным корреспондентом, бесстрашно собирая новости о событиях русско-японской войны.

Страсть к морским путешествиям возобновилась с новой силой, и Джек Лондон, построив собственный корабль, предпринял кругосветное путешествие к южным морям. Материалы, собранные писателем в этой экспедиции, стали основой для написания цикла книг об Океании.

Последние годы жизни Джек Лондон провел в Калифорнии, на своем любимом ранчо, которое поглощало все его доходы от писательской деятельности и принесло своему владельцу десятитысячные долги.

Для покрытия задолженности Джеку приходилось писать низкопробные произведения, снова стать военным корреспондентом, на этот раз в Мексике, оправдывать в своих статьях агрессивную политику США.

Писатель был болен уремией, а для снятия болей ему прописали морфий. Джек Лондон умер от передозировки. Возможно, это было самоубийство.

Но наследие, которое он оставил новым и новым поколениям читателей, бессмертно.